в преподавании элективных курсов по информатике
учитель информатики Кузуб Ю. П. учитель информатики МОУ СОШ 4 ст. Динской
Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Особое внимание надо уделить старшеклассникам. Программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу создания системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Информатика – новая, а потому стремительно развивающаяся «вширь» и «вглубь» наука, изучение которой требует наличия достаточного количества квалифицированных научных кадров. Знание основ информатики, умение грамотно использовать новые информационные технологии в профессиональной деятельности – настоятельное требование времени к подготовке специалистов любого профиля. Также в современном информационном обществе требуется расширение подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Информатика играет особую роль в старшей профильной школе как фундаментальная наука о способах обработки и использования знаний в общественной практике. Повседневно пользуясь современным инструментарием интеллектуального труда, учащийся не только конструирует свое видение мира, но и учится эффективному использованию информационных ресурсов и услуг в собственной жизни и учебной деятельности.
Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:
Информатика как учебный предмет, открывающий способы изучения информационных процессов в системах различной природы (биологических, социальных, технических) определяет востребованность элективных курсов по информатике вне зависимости от профиля обучения и открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Наконец, информационно-технологическая компонента становится ведущей составляющей подготовки специалистов практически во всех областях деятельности.
Таким образом, специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. Важнейшими из них можно считать следующие:
- интенсивный характер использования понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех школьных предметов;
- значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;
- исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира;
- интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат учебных дисциплин различных профилей
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Именно они, являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.
Изучение информационных технологий становится одной из ведущих линий содержания элективных курсов информатики. В нашей школе, где я преподаю элективные курсы информатики по назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения предмета. Примером такого курса могут служить курс по сетевым технологиями для информационно-технологического профиля «Web-технологии» и «Современные компьютерные технологии в естественнонаучных исследованиях» для естественнонаучного профиля. Другие элективы должны обеспечивать межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером могут служить курсы «Информатика в экономике», «Информационные технологии и предпринимательство» для школьников экономического профиля. «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц» для физико-математического профиля, а также курс «Компьютерный дизайн» для информационно-технологического профиля. Третий тип элективных курсов предназначен для старшеклассников, обучающиеся на профильном уровне, удовлетворять свои познавательные интересы, выходящие за рамки традиционных школьных предметов и распространяющиеся на области деятельности человека вне круга выбранного учащимися профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером может служить «Мультимедийные технологии» для информационно-технологического профиля.
Повышение эффективности реализации образовательных программ реализуется за счет освоения современных педагогических технологий, включая медиаобразовательные и информационные, реализуемые на базе телекоммуникаций и цифровых технологий;
В медиаобразовании под термином «медиа» понимаются технические устройства, предназначенные для создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между автором сообщения и массовой аудиторией. При этом медиа рассматривается как комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах), куда входят печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет.
С технической точки зрения медиакомплекс представляет собой: издательский комплекс, цифровую телестудию, систему поддержки и обеспечения учебного процесса на основе новых информационных технологий.
Образование в школе становится центром преобразования всего учебного процесса, областью изменения мотиваций обучения. Для достижения этой цели и необходим медиакомплекс - материальное и педагогическое обеспечение обучение школьников (газета, фотовыставки, видеофильмы и ролики, комплексные проекты на основе новых информационных технологий).
Для обеспечения эффективности системы базового, дополнительного и профильного образования создан медиакомплекс, который включает
2 компьютерных класса с интерактивными досками и выходом в Интернет, локальную сеть школы, оборудование для работы с компьютерной графикой (8 многофункциональных устройств, 8 цифровых фотоаппаратов, графический планшет, лазерный цветной принтер), оборудование для видеостудии (2 цифровых видеокамеры, Web-камера, 2 платы нелинейного монтажа, цифровой видеомагнитофон, спутниковое оборудование).Медиатека имеет интерактивные средства обучения и учебно-наглядные пособия (порядка 30 DVD-дисков).
Прогрессивные возможности технологий мультимедиа заключаются в использовании их в учебном процессе в качестве интерактивного инструмента познания – одним из которых, является интерактивная доска
Интерактивная доска может использоваться на различных этапах урока:
1. Объяснение нового материала
Мультимедийная презентация. На экране поэтапно появляется необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы. Учащиеся записывают новый материал не под диктовку, а самостоятельно, конспектируя в нужном для себя объеме.
Видеофильм. Последовательная смена видеоряда, сопровождаемая звуком, способствует более прочному усвоению материала, а также развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Используется, например, при объяснении темы «Графические редакторы», «Всемирная сеть Internet» и т.д.
2. Закрепление изученного материала
При использовании на уроке программного обеспечения SMARTNotebook можно импортировать изображения, текст и картинки в файл Notebook. Работа организуется с помощью возможностей Notebook: перетаскивания, выполнения надписей на заготовленной заранее странице, вырезания, вставки. Все это может выполняться как учителем во время демонстрации, так и учащимися при закреплении изученного материала. Например, заполнение пропусков в таблице, предложениях, составление блок-схем, разгадывание тематических кроссвордов и т.д.
С помощью интерактивной указки учащиеся у доски самостоятельно работают с окнами, приложениями, осуществляют запуск программ (например, отработка навыков при изучении темы «Рабочий стол. Главное меню»).
3. Выполнение практических и самостоятельных работ.
Учитель с помощью интерактивной доски показывает ход выполнения практического задания, основные приемы получения конечного результата, организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. А учащиеся, в свою очередь, могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя, в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний у обучающихся.
4. Проверочные работы, зачеты, тестирование.
Интерактивная доска также позволяет организовать контроль знаний у учащихся. Текст заданий можно готовить не в форме раздаточного печатного материала, а в виде изображения, презентации, в которой можно еще и указать критерии оценивания. Это позволяет сэкономить время при подготовке к уроку, обеспечить наглядность при проведении проверочной работы, которую можно выполнив форме презентации (варианты заданий), текстового документа (например, решение задач по теме «Информация»), документа Notebook (решение кроссвордов, заполнение пропусков и т.д.), а также обеспечить взаимопроверку работ между учащимися.
Работа с интерактивной доской используется и в рамках проектной деятельности на уроках. Во время прохождения информационно-тематического блока учащийся может во внеурочное время приготовить электронные доклад, презентацию на выбранную тему, а на уроке представить свою работу, которая затем обсуждается и оценивается.
В процессе активного применения интерактивной доски на уроке информатики хочется отметить следующие результаты:
Современные медиа позволяют повысить познавательную активность учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к учебным предмету и имеет высокую результативность:
Ведение элективных курсов с использование интерактивного медиакомплекса способствуют самоопределению учащихся, формированию адекватного представления о своих возможностях, формированию знаний и умений, склонностей и ориентировано на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда
Знания мои ученики применяют в своей исследовательской и творческой деятельности, и это приносит мне чувство большого удовлетворения и оптимизма, что немаловажно в нашей работе. А сам опыт работы по преподаванию элективных курсов с использованием медиасредств становится важным фактором профессионального роста. Внедрение элективных курсов по информатике обеспечит углубленное изучение учащимися отдельных предметов, повышение качества знаний, заинтересованность учащихся и ориентировано на подготовку выпускников школы к профессиональному образованию, так как учитывает индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника.